МодификацииКамуфляжи

Прототипы А-20, А-20Г и А-32, а также первые образцы танка Т-35, проходившие испытания, как правило, были окрашены в стандартный темно-зеленый цвет. Серийные танки красились в тот же цвет, который получил название "защитный, тёмно-зелёный" и официальное обозначение "4БО". Эта краска содержит базовый пигмент, который изготавливался в виде пасты и разбавлялся до необходимой концентрации растворителем, обычно бензином. Пигмент краски 4БО выпускали 3 химических (лакокрасочных) фабрики. Они же производили различные варианты уже готовой к употреблению краски различных тонов и оттенков, разбавленную растворителем. Такие краски предназначались для нанесения различной маркировки на корпус и башню танка. В 1939 году в НИИБТ (Научно-исследовательский институт бронетехники) были разработаны и испытаны образцы многоцветных камуфляжных схем.

При этом использовались три основных краски: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К и черная 6РП (черная применялась как альтернативный оттенок темно-коричневой). Кроме этого, для вспомогательных оттенков применялись светло-коричневая 7К и желто-песочная. Принципиально необходимо было увязать варианты камуфляжа с конкретным районом боевых действий. Камуфляж должен был соответствовать растительности и климатическим условиям в различных районах СССР. Было рекомендовано также сохранять пропорции набора красок и придерживаться стандартным схемам камуфляжа. В реальности многоцветный камуфляж использовался на небольшом числе советских танков, включая и Т-34. Пример стандартного многоцветного камуфляжа - это трехцветная схема из пятен темно-зеленого (4БО), темно коричневого (6К) и светло-коричневого (7К) цветов. Часть танков 4-го и 15-го механизированных корпусов, которые действовали в районе Западного военного округа СССР были окрашены именно таким образом.
К концу 1941 года, когда проблема камуфляжной окраски стала вновь дискутироваться, образец 3-цветного камуфляжа появился в инструкции, подготовленной АБТУ (Автобронетанковое Управление РККА). Она содержала рекомендацию использовать для окраски темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Было предписано, что темно-зеленый цвет должен покрывать от 45 до 55% поверхности танка, светло- и темно-коричневые от 15 до 30%. Существовали и указания на расположение цветовых пятен, которые предназначались для искажения силуэта танка. Линия цветов не должна наноситься параллельно линиям очертаний машины и пятна камуфляжа не должны быть симметричными. Известно только несколько примеров трехцветного камуфляжа Т-34 за период 1942-1945 годов. Нет сомнения, что основной цвет советских танков оставался неизменным в течение всей войны это была темно-зеленая краска (4БО). Известны и двухцветные камуфляжи, но они встречались довольно редко. Двухцветный камуфляж состоял из светло- или темно-коричневой краски или более редко- песочной. Он наносился поверх стандартной темно-зеленой краски. Зимой танки Т-35 окрашивались белой стираемой краской или известковым раствором. Стираемая краска выпускалась в некоторых вариантах, например так называемый тип В или темпера. Иногда танки целиком окрашивались белой краской, иногда белые пятна или полосы произвольной формы наносились на танк. Интересный образец зимней окраски появился на переломе 1941-42 годов на Т-34 в 1-й Гвардейской бронетанковой бригаде, а также в 4-й и 11-й бронетанковых бригадах. Здесь танки красились белой краской, и поверху наносились полосы имитирующие след колеса. При этом в качестве шаблона использовались решетки ( по этому признаку он получил название сетчатого камуфляжа, а также - "зимний лес"). Этот тип считался лучшим типом зимнего камуфляжа, его пытались использовать еще в конце 1930-х, однако он отличался повышенной трудоемкостью. Позже от него отказались и к концу войны он почти не встречался.


Разновидность камуфляжей